Проект системы учебно-воспитательной работы «ШКОЛА – ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО»

Цель:
Обеспечение качественного образования и формирование гражданской и этической культуры на основе соблюдения прав всех участников образовательного процесса.

Главная идея (кредо):
Научись осуществлять свои права, не нарушая права других.

Школа должна стать правовым пространством, где каждый реализует свои права и выполняет обязанности, ощущая себя полноправным участником школьной жизни. В пра-вовом пространстве школы, будь это урок или внеклассное мероприятие, каждый учится уважать законы школы и права других, через школьное самоуправление учится демокра-тии, которая кроме свободы подразумевает и ответственность.

Задачи:
• создание условий, порождающих правовые отношения в школе;
• повышение правовой грамотности всех участников образовательного процесса;
• создание условий для обеспечения права учащихся на получение доступного, каче-ственного основного и дополнительного образования с учетом их интересов и спо-собностей;
• внедрение в учебную и воспитательную работу педагогических технологий, кото-рые делают ученика полноправным участником образовательного процесса;
• формирование активной гражданской позиции у участников образовательного процесса на основе деятельностного подхода и демократизации школьной жизни.


Главные принципы:
Полная реализация права на получение доступного и качественного образования.
Уважение законов школы всеми участниками образовательного процесса.
Свобода и ответственность неразделимы.
Уважение чести и достоинства каждого участника школьной жизни.
Гарантия прав каждого в школьном пространстве.
Открытость управления школьной жизнью.
Возможность участия в управлении школой через выборы в органы школьного со-управления.

Ожидаемый результат:
Школьник, а затем, выпускник, получивший качественную учебную подготовку для жизненного самоопределения, усвоивший главные общечеловеческие ценности, обла-дающий правовой грамотностью и активной гражданской позицией, способный ответст-венно принимать решения. 

Особенности работы над проектом:
Проект рассчитан на длительное время. В его реализации участвуют все участники школьной жизни от администрации до первоклассника.

Основные направления:
• развитие системы органов школьного соуправления (родительского, педагогиче-ского, ученического), содействие деятельности школьной профсоюзной организа-ции;
• преподавание правовых спецкурсов, расширение правового блока в преподавании курса «обществознание»; 
• внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий и переход к профильному и предпрофильному обучению;
• разработка школьных законов с обязательным привлечением к законотворчеству родителей, педагогов, старшеклассников;
• воспитание у всех участников образовательного процесса, от директора до учени-ка, уважительного отношения к основным документам школьной жизни (Уставу, локально-нормативным актам) в урочной и внеурочной деятельности;
• внедрение в учебно-воспитательный процесс идей общероссийской образователь-ной программы « Мой выбор»;
• организация юридических консультаций для родителей, старшеклассников, работ-ников школы;
• разработка и реализация социальных проектов и школьной социальной программы с учетом интересов всех участников образовательного процесса (учеников, родите-лей, работников школы);
• участие в районных, областных, всероссийских и международных проектах по гражданско-правовому образованию; 
• закрепление и развитие школьных традиций;
• изучение опыта работы образовательных учреждений области и страны по граж-данско-правовому образованию;
• патриотическое воспитание школьников;
• проведение психолого-педагогических исследований школьников с целью выяс-нения их нравственных ценностей и гражданской позиции;
• организация поисковой и исследовательской работы учащихся по изучению исто-рии родного края;
• формирование у учащихся коммуникативных навыков и развитие у них способно-стей к диалогу, полилогу;
• расширение направлений внеурочной деятельности школы, укрепление сотрудни-чества с учреждениями дополнительного образования, работающими на базе шко-лы.